Опросник временной перспективы Зимбардо, ZTPI

Описание методики

Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. Zimbardo Time Perspective Inventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму. Разработана Ф. Зимбардо в 1997 году.

Теоретические основы

Взаимодействие со временем — фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного так и субъективного. Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, как внешние, так и внутренние. Однако методология исследований данного вопроса далека от совершенства. Во-первых, многие исследователи останавливаются на изучении одного из времён (прошлого, настоящего или будущего), при этом опросников, изучающих ориентацию на будущее больше всего, а изучающих ориентацию на прошлое — меньше всего. Во-вторых, многие инструменты, используемые для оценки данной категории, недостаточно валидны.

Опросники, ориентированные на изучение будущего, изучают степень поглощённости личности вероятными событиями будущего, иногда противопоставляя ориентацию на будущее ориентации на прошлое/настоящее. Некоторые авторы измеряют длительность временного промежутка, на которую производится планирование, например, количество месяцев или лет, охватываемых в сознании личности, а также мотивационно-аффективный аспект, связанный с этим. Изучается содержание мыслей о будущем, эмоциональная реакция на представления личности о своём будущем, степень детализации предполагаемых событий, оптимизм или пессимизм их описания и т.д. Некоторые опросники измеряют так называемое «принятие во внимание будущих событий», измеряющее степень принятия во внимание отдалённых последствий при совершении действий и принятии решений.

Практическое применение

Методика направлена на оценку отношения к времени, а через это — на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам.

Вместе с тем, авторы подчёркивают, что необходимо больше экспериментальных данных для расширения применения опросника у различных контингентов лиц и более дифференцированного его использования.