Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО)
Описание методики
Индивидуально-типологический опросник представляет собой личностную психодиагностическую методку, основанную на теории ведущих тенденций.
Разрабатывался Людмилой Николаевной Собчик с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. — в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений».
Теоретические основы
В основе теоретического обоснования теста — опора на врожденные свойства, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем — в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.
Индивидуально-типологический опросник отличается от большинства других опросников малым числом пунктов (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, которые (по утверждению автора) не вызывают защитных реакций и настороженности со стороны испытуемого, так как не направлены на его морально-нравственные ценности и касаются в основном сторон характера, связанных с темпераментом человека, с быстротой его реакций на внешние стимулы или медлительностью, с его общительностью или замкнутостью, с устойчивостью или изменчивостью его эмоционального состояния, с наступательной жесткостью поведения или осторожностью и ранимостью, то есть с такими индивидуально-личностными особенностями, которые менее всего подлежат социально-оценочному обсуждению как плохие или хорошие черты.
Индивидуально-типологический опросник создавался на основе и под впечатлением от MMPI, адаптацией и рестандартизацией которого Собчик занималась длительное время. И СМИЛ, и его сокращённая версия, и данная методика периодически подвергаются критике за недостаточную валидность получаемых данных, зыбкую теоретическую основу и неклиническую стандартизацию.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия — Интроверсия, Спонтанность — Сензитивность, Агрессивность — Тревожность и Ригидность — Лабильность. Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств. Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство — Зависимость, Конформность — Неконформность, Индивидуализм — Коммуникативность и Конфликтность — Компромиссность.
Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.
По результатам тестирования возможно построение кругового графика, отражающего основные свойства личности:
Практическое применение
Психодиагностические исследования личности взрослых людей, детей и подростков с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.
Детский вариант методики
Детский вариант методики ИТО - Индивидуально-типологический детский опросник (сокр. ИТДО) прошёл апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ) — адаптированного восьмицветового теста Люшера, результами самооценки и метода объективного наблюдения (г=0,78). Следует также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.