Я-структурный тест Аммона/Бланк, ISTA

Описание методики

Я-структурный тест Аммона (нем. Ich-Struktur-Test nach Ammon, сокр. ISTA) — клиническая тестовая методика, разработанная G.Ammon в 1997 году на основании концепции динамической психиатрии (1976 г.) и адаптированная НИПНИ им. Бехтерева Ю.А. Тупицыным и его сотрудниками. Также на основе теста впоследствии была разработана Методика оценки психического здоровья.

Теоретические основы

Согласно теории структуры личности Аммона, психические процессы основываются на отношениях, а структура личности является отображением этой совокупности отношений. Структура личности и психики определяется набором выраженных в той или иной степени «Я-функций», вместе составляющих идентичность. Поэтому, по Аммону, «психические расстройства по сути являются болезнями идентичности». Центральные, стержневые структуры «Я» не осознаются, они представляют собой сложные элементы, находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой. Из этого следует, что изменение одной Я-функции всегда влечёт за собой изменение другой Я-функции.

Согласно этой же теории, психические расстройства представляют собой спектр патологических состояний, которым соответствует сложившийся тип организации структуры личности. В рамках этой структуры психические расстройства ранжируются следующим образом: эндогенные психические расстройства, такие как шизофрения и БАР, считаются наиболее тяжёлыми, затем следуют расстройства личности, затем — неврозы, вплоть до здоровых, адекватно структурированных личностей. За одними и теми же симптомами: аддикцией, обсессиями и т.д. — могут стоять различные типы поражения личности.

Причиной же расстройств идентичности и предрасположенности к развитию расстройств, по Аммону, являются нарушенные межличностные отношения в значимых социальных группах, в первую очередь — в родительской семье, в результате чего не происходит адекватного интегративного развития Я-функций и общей гармонизации личности. Таким образом, теория Аммона является попыткой объяснения этиологии и патогенеза психических расстройств с точки зрения психодинамических концепций, подвергнутых рациональной переработке.

Основной задачей при разработке теста была операционализация того, как преимущественно неосознаваемые структуры личности находят своё феноменологическое выражение в установках, отношениях и вариантах поведения. Пункты теста описывают варианты ситуаций, которые могли бы возникнуть в групповом межличностном взаимодействии. Неосознаваемая часть «Я» проявляет себя при самооценке переживания и поведения в таких ситуациях.

Клиническое значение

Тест не является клиническим психодиагностическим инструментом в полном смысле этого слова. Он не имеет нозологической спецификации, и основан на психоаналитических воззрениях.

С другой стороны, тест разрабатывался, валидизировался и адаптировался на группах психически больных, предназначен для клинического применения. Он ориентирован на диагностику развития структуры личности у психически больных, что имеет большое значение в разработке модели психического расстройства и схемы психотерапевтического лечения.

По Аммону, каждый человек имеет конструктивные, деструктивные (разрушающие) и дефицитарные (неразвитые) личностные задатки, которые имеют строго индивидуальную выраженность. Верная оценка личностной структуры каждого пациента — часто без учёта нозологической и симптоматической спецификации — важный шаг к глубокому пониманию интрапсихических процессов. Это, в свою очередь — главная составляющая психотерапевтического процесса, в том числе психоанализа психически больного. Кроме того, определённая личностная структура определяет определённые стили реагирования в групповом процессе, что также должно использоваться психотерапевтом.

Итоговой целью психотерапии является восполнение дефицита «Я», восстановление здорового ядра личности и полное развитие идентичности человека. Оценить степнь изменения в этом процессе также возможно при помощи теста.

Таким образом, Я-структурный тест Аммона рекомендован для психологического тестирования в начале терапии (индивидуальной, групповой), отслеживания личностных изменений в процессе лечения и оценки конечного результата.